Книга попалась на глаза случайно – на выставке новых поступлений на библиотеке, внимание привлёк подзаголовок – “физическая невозможность смерти в сознании живущего”.
Философская идея, которую автор положил в основу текста, действительно интересная: что, если смерть не является для человека биологической необходимостью? и он стареет и умирает только потому, что этот сценарий жизни с самого детства прописан в его сознании? Книга описывает эксперимент, который ставит группа учёных: вырастить человека в искусственной среде, из которой будет удалено само понятие смерти, чтобы проверить эту гипотезу и, если она верна, получить “эликсир бессмертия”. Люди, которые живут в этом искусственном мире – ведь нельзя же вырастить человека в полном одиночестве – раз в несколько лет заменяются другими, с такой же внешностью, чтобы у “объекта эксперимента” не возникло представления о старении. Кандидаты на должность этих актёров-экспериментаторов проходят своеобразный экзамен, в котором они должны продемонстрировать способность говорить так, словно бессмертие для них – естественная часть жизни, а о смерти они не имеют ни малейшего понятия. Не отрицают смерть, а именно не знают о ней. Вот эти описания обучения кандидатов и их экзаменов были действительно интересны – автор показывает, как в даже самых мелких особенностях речи или понимания обычных людей просвечивает представление о неизбежности смерти. Вторая часть книги, в которой герой попадает в этот искусственный замкнутый мир и пытается выяснить, что же в нём происходит на самом деле, произвела меньшее впечатление – просто читала, чтобы узнать, чем же кончится.
Странное ощущение осталось от языка книги – вроде бы, автор русский, но периодически возникало ощущение, что читаю перевод, причём сокращённый. Такая своеобразная безликость стиля, отсутствие стиля – автор описывает события, передаёт слова героев, упоминает ключевые детали, важные для развития детективного сюжета – и только. Я прочитала эту книгу часа за три, и для меня это самый существенный её недостаток – не хватает деталей, которые сделали бы описанные философские конструкции живыми, а не придуманными. В конце книги – три небольших рассказа-зарисовки, сюжеты которых тоже интересны, но желание перечитать возникнет вряд ли.
7/10
Комментариев нет:
Отправить комментарий